При входе в подъезд мне встретились двое детей 3-х и 4–х лет. Поздоровались громко, четко и радостно. Настроение улучшилось. Дошкольный возраст – уникальный период времени, когда дети узнают новые слова, вникают в их смысл и активизируют уже знакомые. Не будем рассматривать развитие речи у детей до 3 лет. Поговорим о детях постарше. Окружающий нас мир богат и разнообразен. Он состоит из предметов, каждый из которых имеет словесное обозначение. Ребенку предстоит разобраться в назначении свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях предметов и явлений окружающей действительности. Значение взрослого состоит в том, чтоб побуждать детей к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску ответов на вопросы, формировать умение спрашивать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Все это влияет на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.
В период интенсивного знакомства со словом дети овладевают смысловой и фонетической его стороной. Смысловой – это то, что слово обозначает предмет, явление, действие, качество. А фонетической или звуковой - то, что слово состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги ударные и безударные и т.д.. Хочется напомнить, что в системе, знакомство со смысловой стороной речи необходимо организовать в направлении обогащения, уточнения и активизации речи. Например, идете вместе в магазин - посмотрите, нет ли рядом предметов, людей, товаров, о которых можно поговорить. Или пришли с работы - поговорите с ребенком о том, что вы видели на улице, в автобусе, во дворе дома. Если какие-то предметы и явления были ребенку не понятны, напоминайте, что об этом всегда можно спросить. Прекрасной возможностью для развития смысловой стороной речи можно назвать составление описательных рассказов о предметах и рассматривание иллюстраций в книжках. Помните, что большинство детей в три года пользуются предложениями из двух слов, в четыре года из трех слов, и лишь к шести годам в лучшем случае из четырех. Не требуйте от детей невозможного. До четырех лет и чуть старше при рассматривании картинки можно обводить нарисованный предмет пальчиком , сопровождая этот процесс словами (это голова, она круглая, вот уши, они длинные и т.д). К пяти годам приучайте ребенка рассматривать картинки только глазами. При описании натуральных предметов подключайте все органы чувств (как пахнет, какой на вес, какой на ощупь, какого цвета). Особой интересной стороной речевого развития детей в период от 4 до 5 лет является словотворчество. Не торопите события. Наблюдайте и услышите, как ваш ребенок начинает давать свои названия окружающим предметам. Процесс речевой игры пошел. Включайтесь в него. Купите книжки с картинками на иностранном языке. Читайте эти книжки без знания языка. Произносите слова произвольно, не добиваясь запоминания, перевода. Просто произносите слова на тарабарском языке. Рассматривайте предметы или домашних животных, растения. Придумывайте им названия без соответствия лексическим правилам языка. Во время формирования психических процессов это веселое время пойдет и ребенок перестанет экспериментировать со словами таким варварским способом. Для того, чтоб вспоминать это время словотворчества, делайте записи новообразованных слов в тетрадку, а еще лучше – записывайте на магнитофон. Замечательных Вам творческих успехов в формировании речевой среды.
Ваша Борисова А.И.
|