Под бархатным крылом большой серой ночной бабочки спрятался день, и наступил прозрачный летний вечер. Другие приглушенные звуки, другие острые запахи ночи.
Укладывая детей спать по времени, но до наступления темноты, мы лишаем их познания загадочных ночных действ в природе. Дети до трех лет вполне могут воспринимать и понимать отличие дня от ночи. Знания детей старше трех лет можно обогатить понятиями день, вечер, ночь, утро. Если Вы видите, что ребенок не засыпает, не надо делать страшные глаза и всеми силами стараться усыпить его. Понаблюдайте за ночной жизнью в природе.
Предложите послушать тишину. Какие звуки Вы услышите? Лай собаки, стрекотание кузнечика, пение ночной птицы, звуки проезжающей машины. Иногда есть смысл посмотреть не небо, луну и звезды. К 4-5 годам дети без страха рассматривают небесные тела. Поиграйте в астронома. Сделайте из плотного картона небольшую трубочку. Это будет подзорная труба. Рассматривайте луну и звезды с ее помощью. Это будет способствовать активизации внимания и внесет в процесс элемент игры.
Иногда, при наличии возможности выйти ночью на улицу, постарайтесь найти и рассмотреть ночную бабочку и светлячков. Ночные бабочки имеют необыкновенную красоту и таинственность узоров. В руки бабочек не берите, им больно. Рассматривайте всех обитателей природы только со стороны, развивая зрительные умения. Дети часто просят взять и потрогать бабочку. Можно сравнить крылья бабочки с бархатом и потрогать кусочек бархата дома.
Вдыхайте ночной запах и предлагайте детям охарактеризовать его. Какие запахи чувствуешь? На что похоже? Предложите послушать ночную тишину. Какие звуки слышишь рядом, какие вдалеке?
По возможности, днем зарисуйте впечатления от ночных наблюдений в альбом.
Борисова А.И. |