Проходя по базару, я обратила внимание на довольного кота, медленно выходящего из-за мусорного контейнера. Его длинные усы уверенно торчали в разные стороны, а глаза блестели тем особым блеском, по которому можно было понять – мышам крупно не повезло. "Конкретный" вид этого кота привлек не только мое внимание, но и вызвал у проходивших мимо детей желание погладить его. Коротким словом «Нельзя» взрослые не умерили детский интерес, а напротив - разожгли его.
Детская познавательная активность всегда направлена на живые объекты, встречающиеся во время прогулок. Отрицание взрослыми активного познавательного процесса только усугубляют ситуацию. Вне глаз дети берут в руки больных голубей, гладят бродячих котов и кормят уличных собак. А не проще ли просто понаблюдать, порассматривать, попробовать выявить признаки заболеваний у животных? Вспомните про своих знакомых. Возможно, кто-то работает в ветеринарной клинике. Попросите этого человека высказать авторитетное мнение и рассказать о заболеваниях уличных животных. Кормление птиц на первый взгляд безобидное занятие. Но именно ветеринарный врач расскажет о том многообразии болезней, которые переносят птицы.
Формирование у детей отсутствие страха, так же как и бесстрашия, процесс длительный, основанный на конкретных фактах научного познания. Встреченного на улице животного очень интересно рассматривать. Дети до 3-4 лет не видят части объекта. Такие детали, как лапы, хвост, голова совсем не воспринимаются детьми. Дети видят одно целое, некоего головонога, колобка без характерных деталей. И если Вы говорите «Посмотри, какая милая мордочка у этого кота», ребенок не увидит ни мордочки, ни ее симпатичности. Процесс рассматривания картинки с конкретным указанием деталей, обведением деталей и их называнием поможет ребенку к 5 годам видеть части и целое объекта. После прогулки вспомните каких животных Вы повстречали и нарисуйте их портреты. Предлагаю присоединиться к процессу и нарисовать свой портрет животного. С пятилетнего возраста дети могут передавать характерные эмоционально окрашенные детали объекта.
Борисова А.И. |