Проходя по дорожке между скошенной возле дома
травы, с удовольствием вдыхала разнотравье, немножко пыли и особенный запах
уходящего летнего солнца. Лето буквально убегает теплыми шагами по прогретому
асфальту . Ощущение того, что в игре в догонялки лето сильно проигрывает осени
, особенно в Сибири, остро чувствуется
именно в конце лета. Запахи другие, палитра цветов другая , влажный утренний и
вечерний воздух.
Какие
впечатления может получить ребенок , гуляя по августовскому парку ,или просто
бегая по двору возле дома. Вы , вероятно думаете, что дети с раннего возраста
определят самостоятельно разницу между корой, травой, листом и ягодой. Вы
заблуждаетесь. Всему надо учить, все надо показывать, обо всем говорить и все
изучать. Какими основными способами дети познают мир. Они трогают предметы
руками, нюхают их, пробуют на зуб. Дети до трех лет готовы получать информацию
о предмете всеми перечисленными способами . Воспользуйтесь этой готовностью
Рассмотрите , понюхайте, помните в руках листочек с дерева и кусочек коры
дерева. Давайте определения – кора жесткая, шершавая, пахнет особым запахом
дерева. Листочек гладкий , по краям имеет форму, травянистый запах, если его
помять между пальцами , то образуется сок.
Для закрепления исследовательских
действий предложите ребенку с закрытыми глазами определить, где листок, а где
кора. Дети старше трех лет в своем исследовательском познании мира используют
те же действия – трогают, нюхают, пробуют на зуб .Но в речи детей уже накоплен
определенный запас слов, он позволяет цивилизованно описывать свои впечатления от
изучения. Для расширения зоны познания можно предлагать для изучения еще и
цветы, ягоды. Опишите запах цветка. А если его размять в руке, каким будет
запах. Останется ли он прежним или изменится. Различаются ли запахи цветов и
листьев от разных деревьев, в чем они похожи. Положите заранее в холстяной
мешочек несколько листьев от разных деревьев, несколько кусочков коры, незрелую
ранетку . Этот чудесный мешочек поможет Вам скоротать время при ожидании
транспорта или просто во время отдыха. По очереди с ребенком выбирайте в
мешочке предмет и описывайте его на ощупь. Затем с закрытыми глазами вынимайте
предмет из мешочка и рассказывайте о его запахе, используя наиболее яркие слова
– определения .
Детское
познание мира состоит из комплекса ощущений. Одно из них - ощущение и
дифференциация запахов . Наряду с запахами природы , думаю, не лишним будет и
описание многочисленных бытовых запахов.
Ваша
Борисова А.И. |