Подготовила: воспитатель БДОУ «Детский сад №57» Саламаха Наталья Александровна
Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов об умение педагога аргументированно оценивать успехи детей. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике умения педагога аргументированно оценивать успехи детей.
2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа умения педагога аргументированно оценивать успехи детей в воспитательно- образовательном процесс ДОУ
3. Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.
4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы
5. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.
Форма проведения: мастер-класс
Участники: воспитатели ДОУ
Результат: Освоение слушателями умения педагога аргументированно оценивать успехи детей и внедрение их в работу с дошкольниками
Дошкольное образование развивается как целевая, открытая, вариативная и ориентированная система. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность и начинать формировать успешную личность ребенка следует с создания для него поля успеха. Изменения в содержании современного образования влекут за собой и изменение системы оценивания, которое занимает особое место в ФГОС ДОО и рассматривается как одна из важных целей образования. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике, поэтому образовательная деятельность дошкольников – это один из основных элементов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, это промежуток времени в период которого воспитанники занимаются образовательной и познавательной деятельностью и в ходе этого процесса проводится оценивание. Б. Дизраэли сказал: «Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше». Всем известно, что профессионально выстроенный контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в организации ОД и в формировании Личности ребенка. В связи с этим была разработана модель контроля и оценивания успехов воспитанников ДОУ на разных этапах образовательной деятельности дошкольников, но проблема оценки и аналитико-рефлективной (оценочной) деятельности остается одной из актуальных в педагогической теории и практике. В своей практике я применяю разнообразные приёмы, позволяющие аргументированно оценивать деятельность детей и их успехи, в том числе и основные методические инновации связаны с применением аналитико-рефлексивного вида деятельности.
«Оценивание» -это аналитико-рефлексивный вид деятельности, который всегда предполагает аргументированную рефлексивную оценку различных компонентов педагогического процесса, успехов ребенка и самой деятельности педагога для осуществления прогнозирования и конструирования условий развития воспитанников. Оценивание повышает эффективность преподавания и обучения, обеспечивает единство вариативной системы образования, регулирует программу обучения и занимает одну из доминирующих позиций, отвечая ее главному аспекту – точность.
Слово «аргументация» произошло от латинского «аrgumentum» или «arguo» и означает «пояснение», «проясняю». Аргументированное педагогическое оценивание прямо и или опосредованно должно определять эмоционально-ценностное, социально-личностное, познавательное, эстетическое развитие ребенка и сохранять его индивидуальность в образовательной среде ДОУ, но еще наблюдаются проблемы в осуществлении аргументированного педагогического оценивания, такие как: сложность выделения предмета педагогической оценки и критериев оценивания; слабость критериальной базы оценивания; использование «школьных» технологий оценки либо имеющих сомнительную научную и практическую ценность методов оценки (психолого-педагогической диагностики). Результаты такой оценки не всегда адекватно отражают реальную картину развития ребенка дошкольного возраста, что может дезориентировать педагогов и родителей при организации взаимодействия с детьми и направления его деятельности на успех.
Основная цель аргументированного педагогического оценивания заключается не в зафиксированном результате успеха, а умении ребенка выстроить смысловую цепочку, сравнить свои успехи с другими, иметь гордость за свой успех.
В настоящее время все чаще мы желаем друг другу успеха. «Успех» – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. Успешность - понятие относительное, показывающее умение согласовывать материальные, социальные и духовные потребности собственной личности с реальностью. В современной научной литературе понятие «успех» определяется в различных аспектах:
•в психологическом- это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность, либо совпал с её ожиданиями, надеждами;
•в социально-психологическом - это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами деятельности;
•в педагогическом- это качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения, результат деятельности ребенка, тесно связанный с успешностью педагога.
Таким образом, успех ребенка - это его единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, т. е. его результат деятельности, который тесно связан с успешностью педагога. Формула успеха - чувства, вера в успех, вдохновение, интерес к познанию. Значение успеха: внушает уверенность в собственных силах, рождает положительные эмоции, создает внутреннее благополучие, развивает желание вновь достигнуть хороших результатов. Разновидности успеха дошкольника могут быть сведены к двум видам: признание конкретного результата ребенка, в том числе и в случае преодоления им каких-либо трудностей; признание личности ребенка в целом. Успешный ребёнок обладает способностью продемонстрировать свои знания, умения и навыки и способность использовать полученные знания в жизни. Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, в связи с этим очень важно чтобы аргументированное педагогическое оценивание прямо и или опосредованно определяло эмоционально-ценностное, социально-личностное, познавательное, эстетическое развитие ребенка, сохранило его индивидуальность в образовательной среде. И поэтому, учитывая то, что взаимодействие педагога и детей осуществляется с помощью различных средств, необходимо вводить разнообразные виды оценок.
Ясно и так, что любой ребенок выполняющий определённую работу, нуждается в оценивании своего труда и ожидает его в поощрении и в положительной оценке. Оценка позволяет диагностировать, стимулировать и корректировать деятельность воспитанников. Оценка является неотъемлемой частью образовательного процесса, она составляющая часть любой организованной деятельности и процесса взаимодействия взрослого и ребенка, определяющего его «зону ближайшего и актуального развития». Оценка относится к аналитико-рефлексивному виду деятельности, представляет собой мнение педагога о поступках, о процессе и результатах деятельности детей, является одним из основных компонентов этой деятельности, ее показателем результативности.
Основная функция оценки – стимулировать развитие ребенка и его внутренние силы, рождающие энергию для преодоления трудностей, желания учиться, помогают ребенку учиться на своих ошибках и понять, что не получается и почему. А педагогу фиксировать неудачи, но не наказывать за них, а помочь понять, что надо освоить и оценивать динамику достижений, а также мотивировать детей на успех. Поэтому оцениваться могут только результаты деятельности ребенка, его действия и поступки, процесс их формирования и то, чему обучают в процессе ОД, достижения и успехи ребенка, но не личные качества. Ребенок будет активен только в том случае, если осознает цель деятельности, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми и заставлять страдать других. На этапе оценивания педагог уже в системе формирует у детей умение оценивать свой успех и обнаруживать свои незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
При рассмотрении оценочного аргумента педагогу необходимо учитывать: кто оценивает, объект оценивания, что оценивается, что является критерием оценки, методы, формы и средства оценки, каков характер оценки и вид оценки.
Аргументированная оценочная деятельность осуществляется через изучение личности воспитанника, его поведения и отношений, через прогноз влияния оценок на поведение ребенка и его личностный рост, через оценку собственных способов аргументированной оценочной деятельности и принятие оценочных решений, а также через реализацию оценочных решений в ходе педагогического взаимодействия, через планирование и коррекцию оценочных высказываний.
Любой педагог должен уметь формулировать оценочные педагогические высказывания, учитывая при этом возрастные особенности и подход к детям, опираясь на положительные качества ребенка, используя педагогический такт и стиль отношений, всегда проявлять чуткость и внимание к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям, характеристику ответа , качество знаний, сформированность образовательных и познавательных умений и навыков и уровень владения умственными операциями, развитие творческих умений и самостоятельность оценочных суждений.
Педагогические высказывания должны удовлетворять потребность каждого ребенка в признании, в одобрении, даже если он и допускает ошибки. Это будет мешать формированию опыта негативного оценивания, создавая почву для проявления активности, стремления к творчеству, приобретения умений придерживаться правил работы. Только правильно подобранные педагогом высказывания создают благоприятный психологический климат в группе и устанавливают правильные взаимоотношения педагога с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности, а также помогают побороть ребенку страх, нежелание выслушивать мнение о своей работе, в следствии чего у ребенка исчезает недоверие к педагогическим высказываниям. Например, "Я знаю, ты очень старался", "Ты умный мальчик", «Молодцы! У вас все получилось…». Демонстрируя положительное отношение к дошкольнику, веру в его силы, педагог тем самым формирует уверенность в себе, веру ребёнка в свои силы, стремление к успеху, а используя в работе аналитико-рефлексивный вид деятельности, педагог развивает у ребенка навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми и заставлять страдать других. Ребенок будет активен только в том случае, если осознает цель деятельности, ее необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
В оценивании очень важны разные виды положительных предвосхищающих оценок (одобрение, похвала, восхищение и т.д.), что вселяет уверенность детям, побуждает к совершению поступков, одобряемых взрослыми, помогает им ориентироваться в окружающей действительности. Мы все понимаем, что ребенок, выполняющий определённую работу, преодолевая трудности и доводя дело до конца, нуждается в оценивании своего труда и ожидает его в поощрении и в положительной оценке, в награде, которую можно выразить: вербально («молодец, умница»), эмоционально (радость на лицах педагога), материально (хотя это не лучшее средство конфеты, медальки и пр.). При выборе метода оценивания в ДОУ следует учитывать цель и задачи организованной деятельности, содержание материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Аналитико-рефлексивное оценивание способствует развитию трёх важных качеств человека:
•Самостоятельность: ребенок анализирует, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности;
•Предприимчивость: ребенок осознаёт, что он может предпринять, чтобы ему было комфортно в этой среде;
•Конкурентоспособность: ребенок умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
К этому аналитико-рефлексивному виду деятельности относится технология оценивания «Рефлексия». Под «Рефлексией» понимают самоанализ деятельности и её результатов. Слово «Рефлексия» -от латинского «отражение», умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Основными составляющими рефлексии являются: развитие у ребенка умений самоконтроля и самооценки. Ее основа - отделение оценки результатов деятельности от оценки личности ребёнка. Цель «Рефлексии» - определять, как ребенок овладевает умениями по использованию знаний в соответствии с современными целями образования; развивать у него умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; а также мотивировать ребенка на успех, избавить его от страха перед контролем и оцениванием педагогом, создавая комфортную обстановку, охраняя психологическое здоровье детей.цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Оценивание в технике «Рефлексия» может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе
В своей практике я использую технологию оценивания «Рефлексия» и разнообразные виды оценок, что позволяет мне диагностировать, стимулировать и корректировать деятельность воспитанников. В работе с детьми я использую вот такую схему.
(Что узнали, сто услышали, что увидели, что делали, понравилось или нет)
Ответы на вопросы такого типа прежде всего дают детям возможность осознать свои достижения и проблемы. Также, в зависимости от обстоятельств, при взаимодействии с детьми я применяю следующие виды рефлексии:
•физическую рефлексию (успел / не успел), которая бывает индивидуальная и групповая:
•сенсорную рефлексию (самочувствие: комфортно / дискомфортно);
•интеллектуальную рефлексию (что понял, что осознал / что не понял, какие затруднения испытывал).
Во время рефлексии ребенок отвечает сначала на простые вопросы, затем вопросы усложняются, заставляя его задуматься о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достиг положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это ему не удалось. Например, «Что он делал, или что происходило? Что он чувствовал при этом? Как он участвовал в том, что происходило? Расскажи, что у вас получилось? О чём вы узнали? Чему вы научились сегодня? Испытывали ли вы трудности, какие? Как вы их преодолели? Вы доволен тем, что получилось? Что было самым интересным? Получил ли ты удовольствие от совместной работы? Какое задание было труднее (легче) всего выполнить? О чём бы вы рассказали маме? Что было самым интересным? Я чтобы вы еще хотели узнать? Тогда об этом мы поговорим в следующий раз. И если после занятия у воспитанника не осталось вопросов, которые он бы хотел бы обсудить, то скорее всего занятие оставило детей равнодушными.
Можно выделить несколько функций педагогической оценки, рассмотрим две основных:
•Стимулирующую функцию - определяет переживание ребёнком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности. В моих высказываниях это: «Умница моя, у тебя получится хорошая работа», «Я уверена, ты это знаешь», «Ты вежливый, поэтому не забудешь поблагодарить!», «Молодцы! Все старались!» и т. д.).
•Ориентирующую функцию - заключается в том, что ребёнок вследствие педагогической оценки осознаёт собственные знания, результаты своего учения. Я применяю в виде высказываний: «Ты - маленький художник, потому аккуратно раскрашиваешь, не выходишь за линии»», «Какая заботливая девочка, не забыла, что, прежде чем одеться самой, нужно помочь одеться малышу». Такие замечания позволяют мне не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь остальным ориентироваться в правильности своих поступков.
Обсуждая вместе с ребёнком способы исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения, я высказываю выражение: «Ты можешь постараться и сделать лучше, у тебя все получится».
В комплексе функции оценивания стимулируют ответственность ребенка за результаты, помогают ребенку учиться на своих ошибках и понять, что не получается и почему, а мне фиксировать неудачи и помочь понять, что надо освоить и оценивать динамику достижений, а также мотивировать детей на успех
К сожалению, на практике еще встречается разрушающий вид педагогической оценки, когда высказыванием выражают критическое мнение о воспитаннике, его личностных качествах, поведенческих актах, действиях и их результатов. Что категорически нельзя делать! Например, «Плохой, тупой, бессовестный, лентяй, очень капризный, упрям до бесконечности…»; «Все ребята в твоем возрасте уже хорошо рисуют, а ты даже карандаш плохо держишь»; «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки» и «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась – пеняй на себя». Это все ведет к нежеланию ребенка проявлять себя в различных видах деятельности, общению и взаимодействию, у ребенка понижается самооценка и развивается комплекс неполноценности, и как следствие, раздражительность, озлобленность, агрессивность. Но и необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты снижают ощущение успеха, поэтому нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства и реальные сдвиги в поведении детей, а также вовремя поддержать их.
Наряду с видами педагогических оценок хочется вспомнить и о применении в практике способов стимулирования успехов детей :
•внимание к ребенку, поддержка, признание, награда престиж, статус
•Одобрение выступает как позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ребенок. Сочетая в оценке словесные высказывания, содержащие соответствующие оценочные суждения и жесты, мимику и пантомимику.
•Поддержка может быть предложена в форме сочувствия, морально подкрепляющего ребенка, или содействия, т.е. выполнения взрослым таких практических действий, которые способствуют активизации деятельности ребенка «Знаешь, всякое бывает! Давай вместе попробуем исправить!», «Ничего страшного не произошло! Попробуй переделать/исправить!», "Я знаю, ты очень старался», «Молодцы! У вас все получилось…». Демонстрируя положительное отношение к дошкольнику, веру в его силы, педагог тем самым формирует уверенность в себе, веру ребёнка в свои силы, стремление к успеху.
Успех педагога начинается с признания его детьми. Авторитет, личность педагога, его разнообразные интересы и достоинства, способность педагога удивлять являются залогом успеха его воспитанников. Педагог должен знать личные особенности каждого ребенка и группу детей в целом, чтобы научиться помогать и поддерживать каждого, создавать психологический климат, обстановку жизнерадостности, организацию деятельности воспитанников на занятии, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов
ВЫВОД: Таким образом, аргументированно оценивая результаты успеха ребенка в ходе ОД, педагог должен соблюдать дидактические требования, использовать разные формы оценивания, помнить о влиянии оценки на эмоциональное состояние ребенка, знать личные особенности каждого ребенка и группы детей в целом, чтобы научиться помогать и поддерживать каждого, создавать психологический климат, обстановку жизнерадостности. Поэтому педагог должен уметь аргументированно оценивать любую ситуацию и деятельность детей, принимать верное решение, владеть методами стимулирования, уметь потребовать, поощрить, а также и многое-многое другое, вплоть до подлинного артистизма в демонстрации своих чувств. Из этого складывается педагогическое мастерство.
И в заключении хочу сказать:
•Раскрывайте в ребёнке богатство его души!
•Формируйте у детей умение думать и любить, желания к знаниям и стремления к успеху.
•Воспитывайте детей, опираясь на их физические, умственные и личностные особенности.
•Помните, педагог воспитывает и обучает детей до тех пор, пока учится сам!
Список использованной литературы
1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка.- М.: 1990.
2. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. — Л., 2005.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать.- М.: 19912.
4.Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 2007.
5.. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М., 2006.
6. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. — М., 2010.
7.Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство «Речь», 2003 г.
8..Мещерякова С. Взаимодействие персонала с детьми: несколько советов экспертам и педагогам // Вестник образования. 1996. № 11.
9. Петровский В. А. Психология развивающейся личности. — М., 2007.
10.Сафронова Т. И. Педагогический анализ – основа творческой работы.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, № 58
11. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент».- 1999.
12. Щетинина А.М.Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000
13.Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика.- 1999.
14.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в школе.- М.: 1996. |