Четверг, 13.05.2021, 00:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2018 » Май » 17 » «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ»
22:06
«Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ»

Ранний возраст время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели. Для этого в своей педагогической деятельности широко используем театрализованные игры. Театрализованные игры – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. Ведь дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться. Отсюда – актуально использовать разнообразные театрализованные игры в воспитательно-образовательном процессе.

 

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

 

Театральная деятельность помогает:

 

  • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  • повысить общую культуру ребенка, приобщить к духовным ценностям; познакомить его с детской литературой, музыкой, правилами этикета, обрядами, традициями;
  • дать элементарные представления о видах театра;
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
  • способствовать развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умения общаться со сверстниками и взрослыми;
  • способствовать развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
  • развивать навыки публичного выступления и творческого содружества.

 

 

Формы организации театральной деятельности:

 

  • совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованное занятие театрализованная игра на праздниках и развлечениях;
  • самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;
  • мини-игры на занятиях, театрализованные игры – спектакли, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы – Петрушки в решение познавательных задач.

 

Формы работы:

 

  • театральные игры;
  • речевые игры;
  • ритмопластика;
  • инсценировка песен, попевок, хороводов;
  • использование различных видов театра;
  • драматизация сказок;
  • взаимодействие с родителями.

 

Диагностика развития артистических способностей детей:

 

  • последовательное знакомство детей с различными видами театра;
  • поэтапное освоение детьми различных видов детского творчества;
  • совершенствование артистических навыков детей посредством переживания и воплощения образа в сказках;
  • инсценировка песен;
  • театральные этюды;
  • развлечения;
  • фольклорные праздники;
  • сказки, театрализованные представления;
  • создание театральной группы детей (коллектива);
  • изготовление декораций, ширмы.

 

Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.

Для всестороннего развития малышей в ходе работы были созданы следующие условия:

  • придается большое значение настрою детей на «сказочное» занятие. Это зависит от настроя самого педагога, речь которого должна быть эмоциональной, выразительной;
  • побуждать малышей к речевой активности на протяжении всей игры;
  • повторять игры через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые игры воспринимаются легче, а порой и с большим интересом;
  • поощрять воображение и творческий подход к инсценировкам;
  • удовлетворять желание детей рассмотреть и ближе познакомится с различными декорациями и героями до начала инсценировки;
  • помнить, что все выполняемое детьми: слова, движения, импровизации необходимо поощрять;
  • педагог не должен быть грубым и строгим. Важно помнить, что это игра и самое главное, чтобы ребенок вживался в роль, начинал раскрепощаться и говорить;
  • создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность;
  • воспитание интереса к различным видам театральной деятельности;
  • формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены);
  • совершенствование познавательных процессов.

 

 

 

В связи с этим, в нашей группе детского сада был оформлен уголок театра, а также предметно-литературная среда включающие в себя:

 

  • Наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
  • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
  • Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы)
  • Разнообразные виды театров:

бибабо,

настольный и пальчиковый (куклы-головки) театры,

театр кружек и картинок,

варежковый театр,

театр шапочек и масок.

кукольный театр,

театр на фланелеграфе,

театр игрушек (используем любые игрушки),

театр ряженья,

театр теневой,

театр марионеток.

 

· Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей:

 

набор кукол,

ширмы для кукольного театра,

элементы костюмов, маски.

 

· Атрибуты для различных игровых позиций:

 

театральный реквизит,

декорации,

сценарии,

книги,

афиши,

касса,

билеты.

 

 

 

· Предметно-литературная среда:

 

аудиозаписи сказок,

детская библиотека,

развивающие игры по сказкам,

иллюстрации к сказкам,

«уголок сказки»,

видеозаписи сказок.

 

В работе с воспитанниками стараюсь чаще включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, далее проводятся игры импровизации «Встало утром солнышко», «Зайка», «Ветерок», «Елочка» и др., что позволяет активизировать речевое развитие детей, улучшить интонационную выразительность и формировать связную речь. Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно использую весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические).

 

Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.

 

Система работы основана на повышении интереса малышей к театрализованной деятельности за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты, необычные игры - забавы, аттракционы способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями, т.е. во время занятий педагоги могут использовать театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводят персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.

 

 

 

Взаимодействие педагога с детьми:

 

  • изготовление атрибутов к сказкам;
  • использование этюдов по сказочной тематике;
  • непосредственно-образвательная деятельность по ЧХЛ;
  • использование элементов сказкотерапии;
  • игры-драматизации по сказкам.

 

Взаимодействие педагога с родителями:

 

  • развлечение «В мире сказок и приключений»;
  • конкурсы, выставки по театрализованной деятельности;
  • информационный стенд по теме: «В сказке сила»;
  • информационный стенд по теме: «Театрализованная деятельность в жизни дошкольников»;
  • мастер-классы «Приемы работы со сказкой»

Заключение. В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Результативность. За период своей деятельности дети, с которыми я работала, стали более эмоциональными, более мобильными. Они научились понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и честно. А самое главное, они привлекли к миру театра своих родителей. Ведь взрослые порой сами забывают об искусстве. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью. Приводите детей в театр, играйте с ними, научитесь любить искусство и ребенка в нем! Я рада, что те дети, которые не могут проявить себя как артисты, с удовольствием реализовывают полученные знания о театре в игре. На данный момент я отмечаю положительные изменения в эмоциональном развитии детей, у них повысился интерес к театрализованным играм, самостоятельность.

 

Список используемой литературы:

1.Антипина А.Е.Театрализованная деятельность в детском саду. - М.:ТЦ Сфера, 2006 г.

2.Генов Г.М. Театр для малышей-М.: Просвещение, 2011.

3.Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), 2013.

4.Гуськова А.А.Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

5.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

6.Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: «Скрипторий 2003», 2006.

7.Камаева Т. Нужен ли детям театр//Дошкольное воспитание, 2013.

8.Кофман Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей/ под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2013.

9.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: Т Ц. Сфера, 2011.

10.Основная образовательная программа дошкольного образования БДОУ г. Омска «Детский сад № 222» разработана с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», 2014 г, авторов Т.И.Бабаевой, О.В.Солнцевой.

11.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.- М.: Школьная пресса, 2000.

12.Селиванова Л.Т. Кукольный театр в детском саду// Дошкольное воспитание.- 2011.

13..Учебно-методические журналы: «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду».

 

Воспитатель Арнаут Елена Александровна

БДОУ г. Омска «Детский сад № 222»

Категория: Изучение, обобщение, внедрение педагогического опыта | Просмотров: 998 | Добавил: Vorobushek0910 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В гостях у сказки
Наш канал
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Реквизиты