Среда, 03.03.2021, 15:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2011 » Октябрь » 2 » Серия статей учителей-специалистов о проблемах воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Часть 2
17:18
Серия статей учителей-специалистов о проблемах воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Часть 2
Варавина Светлана Александровна, воспитатель
МОУ ДО «Детский сад № 188» компенсирующего вида
 
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
 
   Проблема воспитания и обучение детей с отклонениями в развитии являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается.
   Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление личности.
    Речь – это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком
индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людьми. Наш детский сад посещают дети с нарушением слуха. Основное проявление этого недостатка выражается блокировкой речевого развития ребенка. У таких детей выключен один из ведущих анализаторов, что очень обедняет чувственное познание мира. Поэтому сенсорное воспитание этих детей должно быть направлено на всемерное использование всех сохранных анализаторов ребенка и остаточных возможностей пораженного анализатора.
   Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно-развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка. Необходимость такой работы вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности, универсальной способности и компенсации нарушенных функций.
   Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей. Создание благоприятных условий будет способствовать включению ребенка с ограниченными возможностями в активный познавательный процесс, позволит привлечь и удержать его внимание, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать живой интерес к себе и происходящему.
    С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для детей с ограниченными возможностями необходимо стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Поэтому вместе с элементами куклотерапии в коррекционную работу мы включаем методику М. Монтессори, сенсорные игры Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгиной, дидактические игры А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой.
   Для реализации данной работы в группе создана предметно-развивающая среда. Она организована таким образом, чтобы обеспечивать разнообразные виды детской деятельности и способствовать включению детей в процесс активного познания мира.
   Малыш должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к движениям губ. Если у ребенка есть слуховые аппараты, необходимо общаться с ним на расстоянии до 1 м — так ребенок будет воспринимать речь на слухозрительной основе. Иногда, чтобы уточнить звучание сло­ва, например название игрушки, целесообразно произнести его несколько раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо рукой либо произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребенок не видел губы. В процессе общения с ребенком дома, на улице надо привлекать его внимание к звучащим предметам, повторять звукоподражания, на­зывать звучащие объекты (ложка упала: бах; собачка лает: ав-ав-ав; пылесос гудит: у-у-у). При попытках ребенка воспроизвести слова или звуки взрослый поддерживает их, повторяет, одобряет действия ребенка, радуется вместе с ним.
   Занятия по различным направле­ниям работы чередуются. Нужно определить места проведения за­нятий: на ковре, в игровом уголке, некоторые — за столом. Большое значение имеет подготовка к занятиям: продумывание цели каждого занятия, составление его плана, подбор разнообразного дидакти­ческого материала. Подробно проконсультировать родителей по вопросам организации занятий в семье с неслышащим ребенком должен сурдопедагог, который, как правило, осуществляет педаго­гическую помощь родителям. Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста обязатель­но должны включать упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию вос­приятия (зрительного, тактильно-двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами и явлениями, рисование, лепку, конструирование.
   Один раз в неделю мы "отправляемся” с детьми в увлекательное путешествие по стране Песочных игр (песочная терапия). Регулярно проводим игры с водой, с сухим бассейном. Для сухого бассейна можно использовать любой вид крупы, пуговицы, бумагу, цветные шарики и т.д. Данная серия игр направлена на творческое самовыражение ребенка и на ослабление негативных эмоций, а также способствует развитию кинестетических ощущений, мелкой моторики рук, обогащению сенсорного опыта.
  Развитию слухового восприятия способствует прослушивание грам­пластинок или аудиозаписей с исполнением детских песенок, музы­кальных пьес. Взрослый вместе с ребенком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения. Дошкольный возраст Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, что предъявляются и к работе с детьми раннего возраста. Од­нако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям. Организация работы с детьми дошкольного возраста в семье.
Особо хочется остановиться на музыкальном оформлении занятий. Музыка способствует развитию и обогащению слухового восприятия, активизации зрительных образов, нормализации физического и психического состояния ребенка ("Звуки леса”, "Морской прибой”; классические музыкальные произведения). Подбор музыкальных произведений осуществляется совместно с музыкальным руководителем.
  В свою работу, под руководством медиков, мы включаем ароматерапию. Это наука о применении натуральных эфирных масел. Аромат позволяет использовать возможности природы, обогатить чувственный опыт, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой. Запахи способны управлять настроением и работоспособностью.
  Результаты диагностики, проводимые в течение года, в каждой возрастной группе доказали эффективность использования данных технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.
  Одним из эффективных методов работы с детьми, ис­пытывающими те или иные эмоциональные и поведенчес­кие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод по­зволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболева­ниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотера­пии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
  Результаты диагностики, проводимые в течение года, в каждой возрастной группе доказали эффективность использования данных технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.
  Специальные приемы и средства педагогического воздействия могут строиться только на основе научного понимания ребенка. Главное что действительное культивирование педагогических назначений, вытекающих из богатого, содержательного научного клинического изучения ребенка, приведет к небывалому расцвету всей лечебной педагогики, всей системы индивидуально-педагогических мероприятий. (Л.С.Выготский)
  Важной задачей является коррекционно-воспитательная работа с аномальными детьми. Описание и изучение общих закономерностей развития раннего детского возраста невозможно с позиций той или иной частной научной дисциплины (физиологии, психологии, неврологии, лингвистики и пр.) в силу неизбежной односторонности каждой такой позиции. Это сделать невозможно даже с комплексных позиций нескольких естественнонаучных или нескольких гуманитарных дисциплин. Ведь биологический организм ребенка с первых дней жизни развивается в социальной среде, адаптируясь не только к физико-химическим, но и к социальным условиям внешней среды.
  Так как для дефектолога понимание специфики мотивирующих ощущений и образов разной степени сложности и логики их преемственного развития составляет основу коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, то очевидна необходимость дальнейших целенаправленных исследований в этом направлении, прежде всего психолого-педагогического плана. Имея в виду эту задачу. Можно выделить пять типов мотивирующих ощущений и образов возрастающей сложности, связанных с интенсификацией соответствующих активационных усилий ребенка. Существенно, что мотивация даже самых элементарных из них предполагает торможение мотиваций оборонительного характера. В этом отношении нейро- психопа - ралингвистические данные подтверждают имеющиеся в литературе положения о том, что в основе всякой коррекционно-воспитательной работы, направленной на выработку коммуникативно-познавательных условнорефлекторных комплексов, должно лежать устранение имеющихся у ребенка напряженности и настороженности и установление с ним эмоционально положительного контакта. Создавая у ребенка состояния умеренной субъективной ценности, педагог получает оптимальные условия для целенаправленного воспитания у него коммуникативно-познавательных мотивирующих ощущений и образов.
   Направленность такой работы связана естественным образом с диагностируемой аномалией развития.
  Типология аномалий развития раннего возраста еще мало разработана. В настоящее время еще стоит задача о многообразие таких типологических форм и значимость их в патогенезе привычных форм аномального детства. Противоположный по характеру, но такой же глобальный тип аномального развития можно усматривать в патогенезе олигофрении . Более избирательные формы аномалий развития раннего возраста имеют отношение к патогенезу алалии и ранней детской тугоухости. Первой из них страдают преимущественно коммуникативные средства ребенка, в том числе связанные с процессом начального опосредования эмоциональных средств коммуникации. При второй первичный дефект слухового и связанного с ним тактильно-кинестетического анализатора мозга имеет зонный характер.
 
 
Список литературы
1. Борякова Н.Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии». М.:АСТ; Астель, 2008 – 222, [2] с. (Высшая школа)
2. Мастюкова Е.М. «Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст». Под ред. А.Г. Московкиной. М.: Классикс Стиль, 2003. – 320 с.
3. Новикова О.О., Шматко Н.Д. «Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет». М.: «Советский спорт», 2003 – 68 с.
Категория: Учись учиться | Просмотров: 1427 | Добавил: Vorobushek | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В гостях у сказки
Наш канал
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Реквизиты