Пятница, 26.04.2024, 23:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Октябрь » 2 » Серия статей учителей-специалистов о проблемах воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Часть 1.
16:43
Серия статей учителей-специалистов о проблемах воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Часть 1.

Интернет журнал "Воробышек" представляет серию статей учителей-специалистов о проблемах воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

Янцен Ольга Ивановна, учитель – дефектолог
МОУ ДО «Детский сад № 188 компенсирующего вида»
Ермишина Татьяна Альбертовна, старший воспитатель
МОУ ДО «Детский сад № 188 компенсирующего вида»
 
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ (Из опыта работы)
 
Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной активности – одна из важнейших задач, которая отражена во всех программах по воспитанию и обучению дошкольников. Проблема проведения и организации «недели здоровья» с максимальной пользой для дошкольников, как с нормальным, так и с нарушенным слухом на сегодняшний день становится актуальной. Актуальность данной проблемы заключается в том, что у детей с нарушенным слухом выявлены низкие показатели здоровья, наблюдается низкий уровень развития как общей, так и ручной моторики, оказываются недостаточно развитыми психические процессы, такие, как восприятие, память, внимание, речь.
На сегодняшний день нет методических разработок по проведению «Недели здоровья» для дошкольников с особыми образовательными потребностями.
В связи с тем, что проведение оздоровительных развивающих и коррекционных мероприятий оказывает положительное влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, то существует необходимость в реализации данных задач в системе дошкольного образования детей с нарушением слуха.
У дошкольников с нарушениями слуха детского сада № 188 компенсирующего вида выявлены низкие показатели здоровья: часто пониженное настроение, постоянное напряжение, снижение иммунитета. Данные статистики демонстрируют следующую тенденцию – с каждым годом увеличивается количество детей с хронической патологией. В 2009 году из общего количества детей (36 чел.) таких дошкольников было 74%, в 2010 году из 39 детей таких детей было 77% и в 2011 году из 40 детей насчитывается 80% детей с хронической патологией. Кроме того, у детей данной категории описывается недостаточный уровень развития моторных навыков: маленькая амплитуда движений, несогласованность движений рук и ног, неловкий характер движений. Отсутствие слухового контроля приводит к трудностям формирования четких, плавных и размеренных движений.[1]
Изложенные выше факты побудили нас к разработке системы мероприятий, которые будут способствовать общему оздоровлению детей, развитию и коррекции моторики и психических процессов в целом.
Из выступления Татьяны Альбертовны вы поняли, что в нашем детском саду в «Неделю здоровья» систематически проводятся мероприятия по оздоровлению детей. Совместно с мед. сестрой и педиатром мы составляем планы таких мероприятий. Они включают в себя такие разделы:
 
· лечебно-оздоровительная профилактика,
· физкультура и спорт,
· методы закаливания,
· сезонная профилактика,
· ОФК.
 
А я освещу вам мероприятия, которые проводит учитель-дефектолог в «Неделю здоровья» совместно с воспитателями. Планы включают в себя мероприятия по следующим разделам:
1. Развитие навыков социализации,
2. Развитие и коррекция психических процессов.
 
В разделах прописаны цели и соответствующие мероприятия (дидактические игры, самомассаж, игровые упражнения и задания, психо-коррекционные элементы занятий [2], развлекательные мероприятия и др.), адаптированные нами для данной категории детей.
В каждом из этих планов прослеживается преемственность в целях и игровых заданиях. Например, если в начале учебного года целью социального развития было формирование навыков сотрудничества у дошкольников с нарушением слуха и от каждого ребёнка требовалось приветствие одним устным словом «привет», то весной мы диагностировали, закрепляли и расширяли фразы – «Тётя Лена, привет. Ваня, привет». Некоторые упражнения повторяются из недели в неделю, что позволяет прослеживать уровень сформированности тех или иных навыков. В процессе развития и коррекции психических процессов задания для детей подбираются индивидуально. Исходя из уровня психофизического развития и результатов диагностики по развитию речи, дети разделены на подгруппы: сильную и слабую. Например, развивая целостное восприятие детей, сильной подгруппе предлагались сюжетные разрезные картинки, слабой подгруппе -предметные разрезные картинки.
 
В результате проведения таких тематических мероприятий в системе у дошкольников с нарушением слуха:
- повышается иммунитет;
- улучшается настроение;
- формируется позитивное отношение к себе и к другим людям;
- развиваются навыки поведения и общения со взрослыми и сверстниками;
- формируются навыки успешной интеграции в социум;
- происходит коррекция не только первичного дефекта, но и сглаживание вторичных отклонений.
 
 
Буклет, посвящённый проекту "Неделя здоровья" можно посмотреть здесь:
(Внимание: размер каждого файла около 4 МВ. Формат JPG)
 
Список литературы:
1. Белова Н.И., Специальная дошкольная сурдопедагогика – 1985. – 128с.
2. Игнатова Л.В., Волик О.И, Кулакова В.Д., Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах – М.: ТЦ Сфера, 2008г. – 144с.
3. Интернет – материалы: http://festival.1september.ru/articles/577376/ - из опыта работы учителя математики.
Категория: Учись учиться | Просмотров: 961 | Добавил: Vorobushek | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В гостях у сказки
Наш канал
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Реквизиты