Подготовила Денисова Ольга Николаевна (Воспитатель старшей группы)
Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения
Уважаемые родители!
У вас растет ребёнок, и вы, конечно же, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребёнок вырос не только здоровым, но и умел в полном объёме производить умственные действия, а основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего ребёнка необходимы систематизированные и обобщённые знания.
Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребёнка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребёнок осваивает окружающий мир.
Многие занятые родители считают, что у них совсем нет времени заниматься с ребенком. На самом деле у вас оно есть. В словесные, речевые и математические игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина, поездки на машине… Для этого не требуется никакого оборудования или пособий. Нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой провести время вместе со своим ребенком.
Дорога от детского сада домой и обратно занимает некоторое количество времени. И это время можно провести увлекательно и с пользой для ребёнка. Играя в данные игры, ребёнок учится мыслить, рассуждать, анализировать, делать умозаключения. В процессе игр развиваются память, внимание, восприятие, связная речь. Происходит закрепление программного материала. Такие «дорожные» занятия сближают детей и родителей. Дети чувствуют, что они не безразличны родителям. А самое главное - ребёнок и не догадывается, что это не просто игра, это игра-занятие.
У многих детей слово занятие вызывает страх, негатив, отвращение, а подобный вид занятий не является для ребёнка чем-то устрашающим и не несёт отрицательные эмоции. Совсем не обязательно говорить ребёнку, что это и есть занятие и тогда эмоциональный комфорт будет сохранен.
Педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «не вкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребёнку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.
Вот примерный перечень игр, которые можно использовать:
• «Назови соседей»
Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.
• «Кто знает, пусть дальше считает»
Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.
• «Путешествие на дачу»
Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок - такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины.
• «Отгадай число»
Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 20. Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число.
• «Давай посчитаем!»
Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал взрослый. Меняются ролями.
«Математические игры по дороге домой»
«Ниже — выше».
Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д.
«Цвета».
Игра развивает логическое мышление, наблюдательность. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит вокруг себя, красного цвета, затем зелёного и так далее.
«Посчитаем вместе»
Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.
«Геометрические фигуры».
Игра направлена на формировании у ребёнка представлений о геометрических фигурах. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он знает, круглой формы, затем треугольной и так далее.
«Назови лишнее слово».
Данная игра поможет развить у ребенка математические представления. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
Например: 1. Мяч, кубик, солнце, обруч. (Лишнее слово – кубик, потому что он квадратной формы, а все остальные предметы круглой формы). 2. Вишня, огурец, помидор, клубника. (Лишнее слово – огурец, потому что он зелёного цвета, а все остальные – красного).
Развивающие игры "По дороге домой"
обучение грамоте (5-6 лет)
1. Придумай 10 слов на заданный звук.
2. Запиши букву. Мама произносит слово, а ребёнок выделяет гласный звук. Пример: дом – звук о.
3. Игра в слова. Ребёнок называет слово, которое начинается на последний звук маминого слова. (дом – мак – кот).
4. Доскажи звук. (до..м)
5. Доскажи слово. (ма..лина, машина).
6. Сосчитай звуки в слове.
7. Придумай слово из трёх звуков. (4,5).
8. Отстукивание ритма.
9. Какой звук встречается в каждом слове(сон, усы, коса).
10.Назови мягкий звук. (п – пь, т-ть).
11.Назови последний звук в слове. Придумай слова, где заданный звук стоит в середине (в начале, в конце слова).
Формирование элементарных математических представлений (5-6 лет)
- Сосчитай от заданного до заданного числа. Пример: сосчитай от 4 до 9.
- Назови пропущенное число. (1 2 3 4 6 7 8 9) или (9 8 7 6 5 3 2 1).
- Чьи это «соседи»? (4 и 6, 7 и 9, 8 и 6)
- Назови «соседей числа». Мама называет какое-либо число, а ребёнок
называет его «соседей».
- Отгадай какое число я загадала. Например: я загадала число, которое на 1 больше, чем 5.
- Ответь на вопросы. Задаются вопросы, на которые
не может быть вариативных ответов. Например: сколько углов у прямоугольника? Сколько пальцев на двух руках? Сколько дней в неделе?
- Сравни по дороге дома, тротуары, деревья. Например: серый дом выше, чем жёлтый; дорога шире, чем
тротуар.
- Назови дни недели. Назови рабочие дни. Сколько их?
Назови выходные дни. Сколько их? Назови
«соседей» дня недели.
- Чьи это «соседи?» . Вторник и четверг, суббота и понедельник и т.д.
- Найди вокруг предмет, похожий на шар (куб,цилиндр).
11. Отгадай по признаку время года. Набухают почки. Сильная жара ит.д.
12. Отгадай время года по одному слову: мороз, жара, ручеёк, урожай ит.д.
13. Доскажи: после лета идёт, перед осенью идёт, после зимы идет, перед зимой идёт
Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка.
Уважаемые, родители, больше играйте с детьми!
|