Подготовила: воспитатель БДОУ «Детский сад №57» Юртаева Анна Александровна
Цель: систематизация знаний педагогов по разделу программы физическое развитие «Формируем привычку к здоровому образу жизни», развитие навыков моделирования в работе со схемами.
План проведения педсовета:
- Сообщение воспитателя о значении здорового образа жизни.
- Защита модели «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
- Деловая игра
- Зачитывание аналитической справки о моторной плотности физкультурных занятий Подведение итогов анкетирования родителей «Какое место занимает физическая культура в семье
- Выработка решения педсовета.
Ход педсовета:
I Сообщение стар.воспитателя
«Поговорим о ценности здорового образа жизни»
«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» (Толковый словарь русского языка).
Здоровье – основа физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитой интеллект, понимание значимости здоровья – основа культурной личности. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его здоровью и духовному миру становится доминантой цивилизованного общества.
Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии заболеваний в данный момент. А вед критериями здоровья является предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. («Концепция дошкольного воспитания).
У биологии жесткие законы: за нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство – здоровье нации. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7 – 8 % зависит от здравоохранения, в то же время более чем наполовину – от его образа жизни. Сегодня четко установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, в первые 5 – 7 лет.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания.
В среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний. Заболеваемость детей в ДОУ тоже растет. Приблизительно 20 - 27% детей относится к категории часто болеющих.
На первом месте во всех возрастных группах стоят органы дыхания (С.М. Мартынов, врач-педиатр «Здоровье ребенка в ваших руках»). У часто болеющих детей наблюдается поражение носоглотки, функциональные нарушения нервной и сердечно - сосудистой систем, отклонения со стороны желудочно-кишечного тракта, а также различные проявления аллергии.
Показатели здоровья младших школьников ухудшаются в первые годы обучения, медики считают, что это происходит из-за повышенной нагрузки. У 17,6% выпускников школ наблюдается ослабление зрения, у 14,7% зафиксированы сколиоз и нарушение осанки.
Из-за такого состояния здоровья в последние годы сохранение и укрепление здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики.
Разработка эффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека все более активно провоцирует гиподинамию, нарушение рационального питания, психологическое перенапряжение – все то, что способствует, увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей (В.Н. Артамонов, Р.Е. Матылянская и др.). Отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.
В нашей стране, к сожалению, долгое время не существовало приоритета здоровья, отсутствовала система обучения способам сохранения здоровья на разных этапах возрастного развития человека.
На сегодняшний день наша задача – становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни. А для этого необходимо:
• Развивать у детей навыки личной гигиены;
• Формировать у дошкольников элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращают внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывают о ее влиянии на состояние кожи , зубов и пр.);
• Поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости»;
• Привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни (организация консультаций, бесед с родителями; обеспечение согласованности и преемственности в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ и пр.).
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребенка было и остается актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему мы решаем и в нашем ДОУ. Этому и посвящена тема нашего педсовета.
II Защита модели работы педагогов по формированию у воспитанников здорового образа жизни.
Для защиты модели создаются команды по возрастному составу детей. Модели составляются до проведения педсовета. Модель включает в себя:
- цель;
- задачи;
- пути реализации;
- форму реализации;
- результат работы педагогов по формированию здорового образа жизни.
III Деловая игра.
За каждый правильный ответ начисляются баллы. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов.
- Проблемные вопросы:
• Что может означать термин «эстетотерапия»?
(Лечение красотой)
• Как ее можно применять на занятиях физического воспитания?
(Воспитывать у детей стремление к формированию здорового и красивого тела)
• Какая может быть связь между физическими упражнениями и настроением?
(Физические упражнения способствуют вырабатыванию в мозге особых веществ – нейропептидов, которые играют важную роль в проявлении психофизических функций, что улучшает настроение и повышает работоспособность организма.Происходит физическое и психическое оздоровление организма).
• Какая связь существует между упражнениями для рук и речью ребенка?
(Прямая: чем больше упражняем руку – мелкую моторику, тем быстрее развивается речь ребенка. Философ Кант сказал: «Рука – это выдвинутый вперед мозг человека».)
• Что вы можете сказать о работоспособности сутулого человека?
(Сутулый человек будет быстрее утомляться из-за плохого снабжения кровеносных сосудов).
• Какая пища может укреплять организм человека?
(Растения, которые укрепляют иммунную систему человека – овес, рожь, шиповник, морковный сок, лимонник, золотой корень и т. д.)
- Приведите пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и других известных людей.
Пословицы и поговорки
Будет здоровье – будет все.
Здоровье за деньги не купишь.
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровье дороже всего на свете.
Здоровье дороже всего на свете.
Здоровье – это движение.
Двигаюсь, значит, живу.
Береги природу для красоты и здоровья.
Береги платье с нову, а здоровье смолоду.
Болен – лечись, а здоров, так берегись.
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень съест.
Здоровому и врач не надобен.
Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.
Здоровью цены нет.
Самое большое открытие современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно.
П. Брэгг
Берегите здоровье друг друга,
Мы – природы малая часть,
Вы кому-то ответили грубо –
Чью-то жизнь сократили на час.
А. Дементьев.
Счастливец тот, кто добротой богат,
Кто сам цветет, чужому счастью рад,
Чужое счастье для людей хороших
Порой дороже собственных наград.
А тем, кто зол, всегда живется плоше,
Своим же злом они себя казнят.
Злость человека – тягостная ноша,
И наказание его и ад.
Мирза ШафиВазех
- Продолжи фразу:
- Процесс изменения форм и функций организма человека - ….(физическое развитие)
- Специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнования - …(спорт).
- Основное специфическое средство физического воспитания - …(физические упражнения).
- Детский туризм – это…(прогулки и экскурсии).
- Ходьба, бег, прыжки, лазание и метание – это…(основные виды движения).
4. в чем заключается проявление детского творчества на занятии физическим воспитанием?
(во включении элементов двигательной активности в сюжетно-ролевую игру;
в создании игровых образов на занятии;
в выделении личного времени ребенку для физической активности).
5. «Волшебное превращение»
Перед вами стоит предмет – стул. Как его превратить в средство физического воспитания?
(Использовать как предмет при выполнении физических упражнений: составить комплекс упражнений со стулом или станцевать танец с использованием этого предмета).
- Проблемная ситуация
Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития?
( организовать подвижную игру:«Убежим от дождика»; летом в экологически-чистом районе использовать как фактор закаливания.)
- Конкурс рекламы
Каждой команде сделать рекламу оздоровительного напитка.
VI Зачитывание аналитической справки о моторной плотности физкультурных занятий (ст. медсестра)
V Подведение итогов анкетирования родителей «Какое место занимает физическая культура в семье» (инструктор физкультуры)
VI Выработка решения педсовета.
Решение педагогического совета:
- Через родительские собрания и информационные стенды продолжать рекламировать здоровый образ жизни среди родителей.
- Провести совместно с родителями физкультурные развлечения для детей старших и подготовительных групп.
- Пополнять физкультурный зал и физкультурные уголки в группах современным спортивным оборудованием
Литература
- Дошкольное воспитание. 1997. №3; 1996 № 10, № 1
- Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений// Сборник нормативно-правовых документов/ под ред. Р.Б. Стеркина. Изд.2-е. – Москва, 1997г
|