Одна моя знакомая усиленно пыталась привлечь своего четырехлетнего сына к рассматриванию красочной книжки, где в подробностях можно было рассмотреть беременную женщину. Составители пособия не оставили без внимания и все мужские достоинства, которые обычно спрятаны под одеждой. Ребенок был сильно смущен и всеми способами старался отлынить от происходящего.
Сексуально–половое воспитание дошкольников – это процесс не требующий спешки. Народная мудрость не даром создала простые, но очень действенные отговорки на этот счет. Каждый из нас задавал взрослым вопрос «Откуда дети берутся?» и без смущения и заигрывания получал от старших очень логичный ответ – нашли в капусте, принес аист, купили в магазине. Взрослые в своих ответах не были очень изобретательны, но они позволяли на какое-то время отсрочить объяснение о взаимоотношениях полов.
Дети наблюдательны, особенно в семьях с детьми более двух. К четырем годам дети с интересом подглядывают друг за другом и изучают свое тело. Ребенок получше Вас знает, где у него что находится и какие ощущения от прикосновения появляются. Психологи продолжают спор о том, что стоит рассказывать детям об особенностях другого пола. Почему - то считается, что если дети что-то узнают о себе или о ребенке другого пола от сверстников или детей постарше, то это произойдет в какой-то грязной форме. Но задумайтесь, не ускоряете ли лично вы процесс тонкого знания детей о разнице полов.
Если в семье есть женщина, ожидающая появление ребенка, дети видят и замечают, как это происходит. Совсем не приходится насильно рассматривать книжки. Все на глазах. Но обратите внимание, ребенок видит и знает ровно столько, сколько ему необходимо знать. Программа средней школы в старших классах предусматривает изучение человеческого тела. Но даже в этом возрасте дети смущаются. А вы хотите внедрить эти знания в маленькую, неокрепшую голову четырех-пяти летнего малыша.
Как же узнать, что дети уже знают? Для ответа на этот вопрос привлечем простой способ – наблюдение за детскими играми. Предложите ребенку поиграть в семью. Для начала возьмите на себя роль ребенка, потом бабушки или дедушки. Через некоторое время отвлекитесь от игры, предложив ребенку исполнять роль нескольких персонажей самостоятельно. Наблюдайте тихо, не вмешиваясь даже в том случае, когда увидите или услышите то, что вызовет у Вас смущение. Прерывать игру, делать замечания, укорять просто бессмысленно.
Как известно, детские рисунки – это не только плод фантазии, но и способ передачи имеющихся знаний. Поиграйте в игру «Зеркало». Представьте, что Вы рисуете изображение ребенка, как в зеркале, а ребенок рисует Ваше зеркальное изображение. Время от времени давайте посмотреть на свои рисунки друг другу. Предлагайте дополнить рисунок, мотивируйте тем, что нарисовано не все. Обсуждать результаты не надо. Достаточно молча посмотреть. Вы сразу увидите все, что ребенок знает о Вас, как о носителе половых различий.
Помните, что знания детей быстро обогащаются и изменяются. Будьте внимательны и относитесь к детям бережно и с уважением.
Ваша Борисова А.И. |