Гейко Валентина Анатольевна, заведущий
МОУ ДО «Детский сад № 188 компенсирующего вида»
Ермишина Татьяна Альбертовна, учитель –дефектолог
МОУ ДО «Детский сад № 188 компенсирующего вида»
Харенко Татьяна Юрьевна, воспитатель
МОУ ДО «Детский сад № 188 компенсирующего вида»
Реабилитация сниженных психофизических функций слабослышащих дошкольников посредством педагогики-Монтессори.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей со сложной структурой дефекта, что затрудняет обучение и воспитание детей, делает сложным процесс формирования личности. Поэтому особенно остро встаёт вопрос о выборе адекватных методов профессионального воздействия на детей.
Для успешного усвоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы все органы чувств ребёнка функционировали нормально. При отсутствии или поражении каких-либо органов чувств ребёнок получает неполную информацию. Ограничение слуховых возможностей усложняет восприятие окружающего мира. Поэтому мы поставили перед собой задачу правильно организовать условия для систематических упражнений и совершенствования сенсорной сферы ребёнка. Для этого мы использовали метод Марии Монтессори.
Если для здоровых детей Монтессори-педагогика является развивающей, то для детей, имеющих какие-либо отклонения - терапевтической. Основным лечебным средством служат атмосфера, обстановка, развивающая среда, и, конечно, личность учителя.
Кроме того, что в детском саду увеличилось число детей со сложной структурой дефекта, нас волновала проблема «нормализации» ребёнка. «Нормализованный» ребёнок – это гармоничный ребёнок. Мария Монтессори под «ненормализованным» поведением ребёнка понимает либо слишком активное, либо очень пассивное поведение и причины такого поведения она видела в недостатке интеллектуальной пищи и недостатке спонтанной (самостоятельной) деятельности.
В организации развивающей среды и материалов Монтессори особенно выделяется принцип Л.С. Выготского «актуального и ближайшего развития ребёнка». Каждое упражнение по методике Монтессори имеет 2 цели – прямую и косвенную. И если первая служит актуальному движению ребёнка, то вторая это работа на будущее.
Ребёнок обучается через действие. Маленькому ребёнку, а тем более неслышащему ребёнку, понятны действия, а не слова. Именно через действие происходит понимание. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью». Это направление развития ребёнка опирается на утверждение: «в разуме нет ничего такого, что прежде не было бы в чувстве».
Организуя работу с Монтессори-материалом, мы использовали 3х-ступенчатый урок:
1-ая ступень урока - связывается представление ребёнка о предмете со словом – ребёнку сразу даём в руки предмет и он работает с ним, т.е. формируем представление о предмете на сенсорной основе, потом вводится понятие (табличка);
2-ая ступень урока – слово включается в пассивный словарь (для этого даём различные задания-поручения – «возьми…», «дай…», «убери…» и т.п.);
3-ая ступень урока – переход в активный словарь (показываем ребёнку предмет и задаём вопрос «Что это» и ребёнок называет предмет).
Каждый материал-Монтессори находится в единственном экземпляре. Ребёнку вынужден научиться сдерживать себя, свои желания, научиться договариваться друг с другом, общаться. Каждый дидактический материал лежит в определённом месте и в определённом порядке. И это дети знают. Они свободны в выборе материала, но при выборе материала они берут на себя ответственность - за себя, за других, за окружающую среду. Когда дети видят этот порядок, чувствуют его, буквально проживают его сами, они начинают чувствовать себя защищёнными и спокойными в окружающем мире.
Один из девизов педагоги Монтессори звучит так – «ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ». Детей не рассматривают как маленьких взрослых, или ещё не взрослых. «Дети – другие, то есть совсем не такие, как о них думают взрослые». Задача у нас была помочь неслышащему ребёнку организовать свою деятельность, найти свой путь, реализовать свою природу, поверить в свои силы.
Мы использовали следующие разделы Монтессори-метода:
1. Упражнения в практической жизни.
Основная цель этих упражнений – реализация потребности в двигательной активности, в самостоятельном познании окружающего мира, развитие навыков самообслуживания, самостоятельности, независимости. Упражнения помогают ребёнку сориентироваться в окружающем мире, координируют и гармонизируют поведение ребёнка в целом.
· подготовительные упражнения (элементарные манипуляции)
- перенос стула (коробочки, кувшина и др. предметов)
- открывание и закрывание различных предметов
- закручивание и раскручивание крышек, гаечек
- пересыпание и переливание из различных ёмкостей
- различные упражнения с водой
· забота о самом себе
- мытьё рук
- рамки с различными застёжками
- чистка одежды
- резка овощей, фруктов
· уход за окружающей средой
- вытирание пыли
- мытьё посуды
- уход за цветами
- накрывание на стол
· навыки социального поведения (уроки вежливости)
- приветствие и прощание
- умение благодарить
- умение извиниться
- правила беседы
- умение просить о помощи
- поведение за столом и во время работы
· особые упражнения
- упражнения в тишине (дают возможность прочувствовать, осознать состояние покоя внутри себя, развивают концентрацию слухового внимания).
2. Упражнения для развития органов чувств.
Цель этих упражнений – совершенствование сенсорной чувствительности. Косвенная цель – подготовка к развитию речи и к развитию математических представлений.
Каждый материал направлен на развитие только одного конкретного органа чувств. Например, для развития зрительного восприятия используется такой материал как «Цилиндры-вкладыши», «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Цветные таблички»; для развития осязания - шершавые дощечки; обоняния и вкуса – проба натуральных продуктов (с завязанными глазами); стереогностического чувства – «Геометрические тела», сортировка, «Таинственный мешочек».
3. Упражнения для развития речи.
· Картинки и карточки (таблички) с написанными словами.
· Рамки-вкладыши – развитие тонкой моторики, координации рук и глаз.
· Шершавые буквы (подготовка руки к письму).
· Подвижный алфавит (разрезная азбука).
4. Упражнения для развития математических представлений.
· Шершавые цифры.
· Веретёна (знакомство с количеством, понятием «ноль»).
· Золотые и цветные бусины.
· Доски Сегена.
РАМКИ – ВКЛАДЫШИ Цель: тренировка руки в обведении плоских фигур, штриховке, соблюдении границ и размеров при работе с карандашом. Утончение мелкой моторики. Подготовка к письму.
ШЕРШАВЫЕ ЦИФРЫ Цель: утончение тактильного чувства. Изучение названий и символов цифр через тактильные ощущения. Подготовка к написанию цифр.
ВЕРЕТЁНА Цель: узнать множества чисел 0-9, разбитые на единицы. Выучить последовательность цифр. Узнать понятие ноль.
ЛАБИРИНТЫ Цель: развитие мелкой моторики. Подготовка к письму.
ЦВЕТНЫЕ ЦИЛИНДРЫ
Цель: осознать, что форме предметы могут иметь различные размеры, составить ряды по заданным правилам. Закрепить понятия – большой, маленький; низкий, высокий; толстый, тонкий.
ЦВЕТНЫЕ СТАКАНЧИКИ С КАРАНДАШАМИ Цель: различение основных цветов и оттенков. Развитие мелкой моторики. Подготовка к письму.
УПРАЖНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. РЕЗКА ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ.
Цель: формирование навыков самообслуживания. Развитие тонкой моторики.
УПРАЖНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. РАМКИ С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАСТЁЖКАМИ.
Цель: формирование навыков самообслуживания. Развитие тонкой моторики. |